Персональные данные в нашу эпоху

Цифровой след каждого из нас ведет к провайдерам, аналитикам, ученым и коммерсантам. В этом лонгриде вы узнаете, кто собирает ваши данные, для каких целей и почему знать свои права в сфере приватности важно.

«Если вы не платите за товар, товар – это вы».
«Вычислю тебя по IP»

Эти фразы отражают довольно простую истину — в современном мире, особенно в Интернете, главным ресурсом является не нефть и золото, но данные!

Посудите сами. Ежедневно вы делитесь с миром огромным количеством данных: слушаете персонализованные плейлисты, ставите лайки в социальных сетях, узнаете погоду в родном городе, просите голосового помощника вызвать такси. Ваши лица записываются камерами наблюдения на улице, в метро и конференциях Zoom. Ваша история покупок сохраняется в банковском приложении. Ваше местоположение и номер телефона известны ближайшей сотовой вышке, когда вы включаете телефон. Ваша модель ноутбука видна каждому сайту, на который вы заходите.

Везде, куда ни посмотреть, вы оставляете свои данные. Однако задумывались ли вы, кто, как и зачем использует их?

В этой лекции мы поговорим об актуальности «данных» и осветим базовые вопросы, которые касаются каждого из нас.


Разберем несколько целей, для которых нужны персональные данные.
1
Исполнение договора

Простой пример. Вы делаете заказ на сайте. Оплачиваете товар в корзине, вводите свою фамилию и имя, адрес и почту. Эти данные нужны для того, чтобы доставить покупку. Точно по этой же причине вы указываете свои паспортные данные, покупая билет на поезд или самолет (тут к тому же возникает ряд обязанностей на стороне перевозчика, который, например, обязан хранить данные для борьбы с терроризмом).

2
Реклама
Заодно с оформлением заказа, не задумываясь, вы ставите галочку напротив согласия на получения рассылки о предложениях и скидках. С этого момента ваши данные находятся у онлайн-магазина, который может их использовать для своей рекламы, сообщений о скидках и т.д.

Ситуация чуть усложняется, если онлайн-магазин в своей политике конфиденциальности говорит, что может передавать ваши данные третьим лицам – например, рекламным партнерам. Это значит, что с этого момента ваши данные могут быть включены в огромные клиентские базы маркетинговой компании, которая использует их, например, для таргетированной рекламы.

Таргетированная реклама — это реклама, которая направлена на индивидуального потребителя, исходя из данных о нем или о его рекламной группе. Такая реклама куда более эффективна чем обычная, потому что сразу направляется человеку, который вероятно будет в ней заинтересован. Реклама AiPods, отправленная владельцу iPhone, будет более результативной, чем такая же реклама для владельца смартфона от Samsung. Реклама кошачьего корма будет продуктивнее, если знать, у кого дома живет кот, а не собака.


3
Аналитика
Данные в больших количествах представляют ценный актив для бизнеса, который может использоваться для аналитики и построения различных моделей. Для аналитики могут использоваться cookies-файлы, которые позволяют улучшать работу сервиса. На основании таких данных владелец сайта может, например, видеть, какие страницы являются самыми популярными и сколько времени на них проводят пользователи. Эти выводы могут помочь владельцу скорректировать финансовые модели и продуктовые линейки. Аналитика данных также помогает бизнесу построить портреты их потенциальных клиентов. Большие массивы данных также используются в научных и статистических целях — на таких данных искусственный интеллект учат различать человеческую речь или ставить диагнозы.

Большие массивы данных также используются в научных и статистических целях — на таких данных искусственный интеллект учат различать человеческую речь или ставить диагнозы.

4
Исполнение требований закона



Очень много персональных данных собирается для исполнения законов. Например, каждый работодатель обязан вести личное дело работника, его трудовую книжку, хранить всю документацию о нем даже после увольнения, поскольку она может понадобиться налоговой. Некоторые данные также обязаны хранить сотовые операторы — например, сведения о звонках и их длительности (такая информация еще именуется метаданными).


5
Незаконные цели
Данные могут также продаваться в даркнете и использоваться мошенниками для шантажа и вымогательства. Каждый год создаются своеобразные топы утечек данных в сети. Например, в 2019 году злоумышленники слили в сеть 60 млн записей банковских данных клиентов Сбера. В этом году около 48 миллионов записей о QR-кодах россиян также оказались в руках мошенников. Сливы данных остаются важной угрозой безопасности не только личной свободы, но и государственного управления.

Можно ли как-то не предотвратить «утечку» своих данных?
Если коротко – нет. Каждый человек, пользуясь Интернетом, оставляет за собой «цифровой след», который нельзя полностью стереть. Почти любой сайт пользуется cookies-файлами и иными идентификаторами, которые позволяют запоминать пользователя. IP- и MAC-адреса, геолокационные данные, сведения о номере телефона, информация о звонках и сообщениях — все эти данные накапливаются в огромном количестве, их можно узнать, обладая определенными навыками, и использовать для своих целей.

Все это наметило тренд на конфиденциальность и приватность. Сегодня люди все чаще задумываются о том, какие данные о них собираются и как практиковать «цифровую гигиену». Разработчики тоже стараются уважать права пользователей, совершенствуя свои сервисы. Например, новые версии iOS запрещают приложениям собирать данные о вас без предварительного согласия, запрашивая у вас разрешение на отслеживание действий или доступ к вашим файлам или фотографиям.
Ограничить движение своих данных в Интернете также возможно — для этого существует много различных приложений и технологий.
Несмотря на это, нельзя говорить, что культура конфиденциальности укрепилась в нашем обществе. Наглядный факт — 123456 и qwerty все еще остаются самыми популярными паролями. Понятно, что взломать такие аккаунты и получить доступ к данным пользователям не составит труда. Есть и более общая проблема с цифровой грамотностью людей даже среди молодежи. Согласно проведенному нами опросу только 40% респондентов знают о своих правах в сфере приватности и принципах устройства Интернета.

По этой причине мы считаем, что просвещение в вопросах приватности является главной миссией нашего проекта. Люди должны знать свои права и уметь защищать их.